В музей съездили, съездили хорошо.
Всё никак не выделю своего "драгоценного" времени, чтоб написать об этом ).
Главное: Экскурсию "Ваше время истекло" выкупили, на 16 мая воскресенье.
Итак, было нас с Софкой аж 26 человек (экскурсия вообще-то на 25), 15 детей, 11 взрослых и 1 ребёнок ваще не засчитанным остался (младший брат Д. Егорова).
Собирались, честно говоря, долго, экскурсию в 13 часов начать не удалось. НА ЗАМЕТКУ!
Трудно было всех сосчитать, так как до последнего не понятно было, кого-то ещё ждать или уже хватит. (Но это опять к теме, что тянулись все до последнего. А так пришли бы к 12:45 как планировали, и пошли бы на регистрацию экскурсии. И не гадали бы ждать нам ещё кого или уже нет).
"Что написано пером".
Встретила нас экскурсовод (.?. Олеговна), повела нас в класс старославянской школы. Пацанам трудно проходить МИМО экспонатов через залы, они наровят обязательно разглядеть на бегу какой-нить очень клёвый мотор..
В классе.
"Чем отличается ваш класс он нашего, старославянского?" -- парты деревянные, скамейки вместо стульев, шторки не такие (замечают наблюдательные девочки-буд.хозяйки), НЕТ ЭЛЕКТРОННОЙ ДОСКИ (А? у вас доска электронная?), МНОГО КРУГОМ дерева (это уже мальчишки подсекают).
В углу замечают что-то с горохом (я сама не видела, поэтому не знаю что именно это было -- поддон?). "А это... лоток для кошек!"
С.Либанов: "Нет, это для провинившихся учеников, снимали с них (взрослые напряглись) НОСКИ, и они стояли на горохе босиком!" (а что, профилактика плоскостопия?)
Ладно, разобрались, что стояли голыми коленками. Без подробностей кто и что снимал для этого..
Картина с сельским видом (как бы из ворот виднеется), домишки, церквушка: "Школы раньше так и располагались рядом с церковью".
"Что нужно ученикам для учёбы?" Выясняем, что тетрадок не было, бумага дорогая, потрогали папирус ("только очень осторожно, не порвите" -- лучше тогда и не давайте трогать вообще ). Короче, школьники на досточках писали, намазанных воском. А чем писали? Палочками, называется "писало" (неописуемый восторг среди пацанячьего состава экскурсантов). Царапали, а обратной стороной палочки -- сучком -- затирали свои ошибки. А если воск уже старый, то снимали и покрывали новым воском. А царапать-то им приходилось такие сложные буквы (плакат со старославянской азбукой). "Аз, буки, веди, глаголи, добро, есть, живете, .. како, люди, мыслете...". А читать учиться школьникам как приходилось трудно. (продолжение следует)